Яндекс.Метрика

Экология и ГЭЭ

ГЭЭ повторное прохождение!Что будет с ГЭЭ после сентября 2025г.

На нашем сайте мы поднимем одну из важных тем связанных с действием государственно экологической экспертизы и разберем главные вопросы связанные с ГЭЭ. Что такое ГЭЭ ? И зачем она нужна заказчику для работы на установке.

1. Что такое ГЭЭ для экологии ?

ГЭЭ — это экологические нормы установленные для хозяйственно или иной деятельности, объекта государственной экспертизы с целью предупреждения негативных последствий направленных на экологию.

2. ГЭЭ и установки по утилизации , обезвреживанию отходов ?

На каждую установку по утилизации или обезвреживания завод изготовитель обязан получить ГЭЭ которая включает в себя:

  1. Проект ОВОЗ который обеспечивает соблюдение требований при изготовления оборудования.
  2. ГЭЭ которая учитывает все экологические требования по выбросам. ГЭЭ может быть выдана как на регион так и на все территории РФ.

3. ГЭЭ ее сроки действия?

По законодательству РФ экспертиза выдается на 5 лет на новую технику и технологию. После истечения срока законодательно запрещено снова получать ГЭЭ так как по истечению 5 лет данное оборудование не является новой техникой и технологией.

Споры по данной Коллизия до сих пор длятся в органах росприроднадзора . То есть мы как производители по истечению пяти лет не якобы не можем пользоваться экспертизой, но так же и не можем ее продлить!

Не единожды этот вопрос всплывал в юридическом сообществе. Вот что юристы говорят !!

Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

Данный вопрос получил широкое распространение на практике, однако единого мнения правоприменительных органов по нему нет.

Отдельные территориальные органы Росприроднадзора полагают, что правомерное применение техники, технологии, которые когда-то являлись новыми (а следовательно, проекты технической документации на которые были объектом ГЭЭ), возможно только в случае, если на соответствующую технику и (или) технологию имеется положительное заключение ГЭЭ с неистекшим сроком действия.

Тем не менее Минприроды России считает иначе:

Фрагмент письма Минприроды России от 22.10.2018 № 12-47/26622 «О необходимости проведения государственной экологической экспертизы»необходимость представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечению срока действия положительного заключения ГЭЭ может быть обусловлена реализацией объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ, а также если объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ.

Таким образом, Минприроды России подтверждает отсутствие оснований для представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечении срока действия такого заключения, если речь не идет:

• о реализации объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;

• о внесении изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

• о случаях, когда объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ (но планируется к реализации).

В рамках настоящего материала постараемся понять, как данное утверждение может быть обосновано согласно положениям законодательства об экологической экспертизе.

И в первую очередь напомним, что проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектом ГЭЭ федерального уровня. Это означает, что приступить к применению новой техники, технологии возможно лишь при наличии положительного заключения ГЭЭ:

Частью 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ГЭЭ, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих ГЭЭ и не получивших положительного заключения ГЭЭ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.;

• должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;

• юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Смоделируем достаточно распространенную на практике ситуацию.

Хозяйствующий субъект намерен применять новую технику или технологию. Для цели правомерной реализации указанного намерения он обращается за получением заключения ГЭЭ. Получив положительное заключение ГЭЭ, хозяйствующий субъект внедряет в производственный процесс новую технику или технологию.

При этом положительное заключение ГЭЭ имеет срок действия, по истечении которого у хозяйствующего субъекта возникает вопрос: необходимо ли повторно проходить ГЭЭ для дальнейшего применения внедренной техники или технологии?

Рассуждения правоприменительных органов в пользу положительного ответа на данный вопрос строятся, как правило, следующим образом:

1. Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в том числе в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (абз. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона № 174-ФЗ).

2. Объектом ГЭЭ федерального уровня является объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в т.ч. в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (подп. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ).

Вывод: если во время применения новой техники или технологии истек срок действия положительного заключения ГЭЭ, необходимо повторно пройти ГЭЭ и получить новое положительное заключение.

На первый взгляд кажется, что вывод достаточно обоснован, однако не стоит торопиться, следует разобраться в вопросе более внимательно.

Прежде всего вернемся к перечню объектов ГЭЭ.

В нашем случае объектом ГЭЭ являют проекты технической документации на новую технику и технологию.

К сожалению, ни законодательство об экологической экспертизе, ни принятые в его развитие подзаконные акты не содержат уточнений по поводу того, что считать новой техникой и технологией.

На это вопрос в своем письме постаралось ответить Минприроды России.

Фрагмент письма Минприроды России от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию»

По мнению Минприроды России, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию[3] на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

А что же с нашими объектами ГЭЭ, которые получили положительное заключение и были внедрены на территории Российской Федерации?

К моменту истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ внедренная (применяемая) техника или технология не являются новыми, т.к. не отвечают критерию «впервые предлагаемые к использованию».

Это означает, что объекта ГЭЭ попросту нет, а следовательно, отсутствует основание для повторного получения положительного заключения ГЭЭ.

Вывод

Истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новую технику и технологию (при условии, что техника и технология внедрены (применены) до истечения данного срока) не является основанием для повторного прохождения ГЭЭ в отношении технической документации на технику и технологию, не являющихся новыми.

ГЭЭ повторное прохождение!Что будет с ГЭЭ после сентября 2025г.

В 2020 году проведена процедура государственной экологической экспертизы в отношении проекта технической документации «Термодеструкционные установки серии «Базовая». В данный период действовала редакция Федерального закона «Об экологической экспертизе». Требованиями п. 5 ст. 11 к объектам экологической экспертизы относились (в том числе) проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду.

Под новой техникой и технологией, веществами согласно позиции Минприроды России от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 понимаются впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию техника, технология, вещества.

Правовые основания для утраты заключением государственной экологической экспертизы юридической силы определены п.5 ст.18 Закона «Об экологической экспертизе», при этом, государственной экологической экспертизе подлежат также объекты в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

По результатам проведения процедуры государственной экологической экспертизы Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области № от 2020г., утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы в отношении проекта технической документации «Термодеструкционные установки серии «Базовая»», со сроком действия пять лет.

Объект экспертизы был реализован (поставлен на серийное производство) в установленные заключением сроки. Какие-либо изменения в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы не разрабатывались и не вносились.

В настоящее время в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» внесен ряд изменений и действует его новая редакция, а именно:

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 25.12.2023 N 673-ФЗ (далее ФЗ № 673-ФЗ) предусматривает уточнение объектов подлежащих государственной экологической экспертизе.

Так, с 01.09.2025 объектами экспертизы (в части оборудования) будут являться проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы (согласно подпункт 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Вместе с тем, важно пояснить, что согласно п.  ст. 9 ФЗ № 673-ФЗ, с 1 сентября 2025 года положения подпункта 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» применяются в отношении проектов технической документации на технологии, внедрение которых на территории Российской Федерации планируется впервые после 1 сентября 2025 года, а также в случае, если после 1 сентября 2025 года в проект технической документации на технологию, предусмотренную указанным подпунктом, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, внесены изменения или реализация такой технологии осуществляется с отступлениями от проекта технической документации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что проект технической документации «Термодеструкционные установки серии «Базовая» » не относится к объектам, на которые распространяется требование по проведению процедуры государственной экологической экспертизы в период после 01.09.2025г. Эксплуатация данного оборудования осуществляется в соответствии с уже полученным заключением. Основания для проведения «повторной» государственной экологической экспертизы законодательством не предусмотрены.