Яндекс.Метрика

Экология и ГЭЭ

Нужна ли новая ГЭЭ на технику и технологию в 25-26 гг.

Перенос сроков уточнения объектов государственной экологической экспертизы: актуальные изменения

Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2023 № 673‑ФЗ, запланированные изменения в сфере государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) перенесены: новый срок вступления в силу — 1 марта 2027 года (ранее предполагалось с 1 сентября 2025 года).

Суть планируемых изменений

Изначально предполагалось заменить в Федеральном законе от 23.11.1995 № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» формулировку «новая техника/технология» на более развёрнутую:

«технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы)».

С 1 марта 2027 года под объектами ГЭЭ будут пониматься:

  • проекты технической документации на технологии, внедрение которых на территории РФ планируется впервые после этой даты;
  • проекты, в которые после 1 марта 2027 года внесены изменения;
  • случаи реализации технологии с отступлениями от проекта, ранее получившего положительное заключение ГЭЭ.

Причины переноса срока

Ключевая причина — неутверждение Правительством РФ сопутствующего нормативного акта:

«Перечня областей применения и критериев отнесения технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом ГЭЭ».

На текущий момент документ:

  • не прошёл процедуру утверждения;
  • направлен на доработку в Минприроды РФ;
  • требует уточнения критериев, по которым технологии будут относиться к объектам ГЭЭ.

Текущий статус (до 1 марта 2027 года)

До указанной даты продолжает действовать прежняя редакция подпункта 12 пункта 1 статьи 11 ФЗ № 174‑ФЗ. Объектами ГЭЭ остаются:

проекты технической документации на новые технику и технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Статус разработки перечня

По данным Минприроды РФ (письмо от 25.12.2024 № 12‑47/53089):

  • работа над проектом постановления продолжается;
  • документ будет внесён в Правительство РФ после завершения всех согласований.

В предварительный вариант перечня входили, например:

  • технологии сжигания топлива для производства энергии;
  • методы добычи и обогащения горнохимического сырья;
  • процессы деревообработки;
  • технологии производства пищевых продуктов и др.

Перенос срока до 1 марта 2027 года обусловлен необходимостью:

  1. Доработать критерии отнесения технологий к объектам ГЭЭ.
  2. Согласовать и утвердить перечень областей применения таких технологий.
  3. Обеспечить плавный переход к новым правилам без пробелов в регулировании.

Это позволит создать чёткую и работоспособную систему экспертизы, адаптированную к современным технологическим вызовам.

КонсультантПлюс, примечание:

Пп. 12 п. 1 ст. 11 (в ред. ФЗ от 25.12.2023 N 673-ФЗ (ред. от 31.07.2025)) применяется с 01.03.2027. До 01.03.2027 под объектами экспертизы понимаются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Как определяется «новизна» техники/технологии для целей ГЭЭ (до 1 марта 2027 года)

До 1 марта 2027 года ключевым критерием отнесения техники или технологии к объектам государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) остаётся признак «новизны» (пп. 12 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Нормативная база

Основной регуляторный каркас задан:

  • ФЗ № 673‑ФЗ (п. 5 ст. 9): до 1 сентября 2025 года объекты ГЭЭ определяются по правилам ФЗ № 174‑ФЗ;
  • ФЗ № 174‑ФЗ (пп. 12 п. 1 ст. 11): объектом ГЭЭ являются проекты технической документации на новые технику и технологию, способные воздействовать на окружающую среду;
  • Письмо Минприроды России от 07.10.2020 № 05‑12‑44/26282: даёт официальное толкование понятия «новая техника/технология».

Что считается «новой» техникой/технологией

Согласно позиции Минприроды России, новой признаётся техника или технология, которая:

  1. Впервые предлагается к использованию на территории РФ — то есть ранее не применялась в России в заявленном виде;
  2. Прошла апробацию — имеет подтверждённые результаты испытаний, доказывающие работоспособность и принципиальную возможность применения.

Когда требуется ГЭЭ

Проект технической документации подлежит ГЭЭ, если соблюдается хотя бы одно из условий:

  • по данному проекту не утверждалось положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ в установленном порядке;
  • ситуация подпадает под случаи, предусмотренные пп. 24 п. 1 ст. 11 ФЗ № 174‑ФЗ (например, реализация проекта на территориях с особым экологическим статусом или при наличии трансграничного воздействия).

Практические выводы

  1. «Новизна» — это не абстрактное понятие, а юридически значимый критерий с чёткими признаками: первое применение в РФ + наличие апробации.
  2. Отсутствие ранее выданного положительного заключения ГЭЭ — самостоятельный повод для проведения экспертизы.
  3. Апробация обязательна: без подтверждённых результатов испытаний техника/технология не может считаться «новой» в контексте ФЗ № 174‑ФЗ.
  4. Региональные особенности (особые экологические зоны) могут дополнительно инициировать процедуру ГЭЭ независимо от статуса «новизны».

Таким образом, до 1 марта 2027 года система ГЭЭ продолжает опираться на критерий «новизны», интерпретируемый через призму первого применения в РФ и наличия апробации. Это позволяет сохранять баланс между стимулированием инноваций и экологическим контролем.

Ситуация, когда Росприроднадзор отказывает в лицензировании или приостанавливает действие лицензии из-за отсутствия заключения ГЭЭ на технику, которая не является новым изобретением, действительно вызывает споры. Ключевой вопрос здесь — толкование понятия «новизны» техники/технологии в контексте государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Критерии «новизны» по законодательству

Согласно позиции Минприроды России, под «новой» техникой/технологией понимаются решения, которые:

  1. Впервые предлагаются к использованию на территории РФ.
  2. Прошли апробацию (имеют подтверждённые результаты испытаний). 

До 1 марта 2027 года этот критерий остаётся определяющим для отнесения объекта к числу подлежащих ГЭЭ (пп. 12 п. 1 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ). Однако отсутствие ранее выданного положительного заключения ГЭЭ само по себе не всегда означает «новизну». 

Судебная практика

В судебной практике встречаются случаи, когда суды признают, что технология не является новой и не требует ГЭЭ, даже если на неё нет положительного заключения. Например:

  • Дело № А72-6829/2025 (Арбитражный суд Ульяновской области). Суд установил, что применяемая Обществом технология не является новой, так как она уже используется на других предприятиях и не подпадает под критерии «новизны». 
  • Дело, связанное с технологией компостирования. Суды указали, что технология не является новой, так как сведения о ней имеются в Банке данных технологий использования и обезвреживания отходов, а также она соответствует ГОСТ. 

Эти решения подтверждают, что отсутствие положительного заключения ГЭЭ не всегда является достаточным основанием для признания технологии новой. Необходимо учитывать фактические обстоятельства: наличие апробации, серийное производство, использование на других предприятиях.

По материалам дела:

ООО «СимбирскВторРесурс», уже имея действующую лицензию по обращению с отходами, в рамках периодической отчетности по соответствию лицензионным требованиям предоставило в госорган комплект необходимых документов. Госорган посчитал, что среди документов отсутствует заключение государственной экологической экспертизы и принял решение о приостановке действия лицензия. Общество с действиями госоргана не согласилось, считая, что используемые им техника/технологии не являются новыми, и соответственно не требуют получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. В досудебном порядке решения не было найдено и в итоге дело рассмотрел суд и вынес решение в пользу Общества и признал действия госоргана не обоснованным. А основанием для этого является факт наличия техники/технологий Общества в «ИТС 15-2021. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)» и Банке данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов, т.е. фактически суд признал оборудование Общества не новым.

Когда требуется повторная ГЭЭ

Повторная ГЭЭ может потребоваться в следующих случаях:

  • Внесение изменений в проектную документацию после получения положительного заключения. 
  • Отступление от проектной документации, получившей положительное заключение (например, изменение технологического процесса, использование нового сырья). 
  • Истечение срока действия положительного заключения, если при этом произошли изменения в проекте или условиях реализации. 

Рекомендации для предприятий

Чтобы оспорить действия Росприроднадзора, можно предпринять следующие шаги:

  1. Собрать доказательства отсутствия «новизны»:
    • Документы, подтверждающие использование технологии на других предприятиях.
    • Патентные исследования, экспертные заключения, данные из информационно-технических справочников (например, справочников НДТ). 
    • Подтверждение, что технология соответствует ГОСТ или другим нормативным документам.
  2. Обратиться в суд с требованием признать действия Росприроднадзора незаконными, ссылаясь на судебную практику и нормативные акты.
  3. Учитывать изменения в законодательстве. С 1 марта 2027 года критерии отнесения технологий к объектам ГЭЭ могут измениться в связи с вступлением в силу новых норм, если будет утверждён перечень областей применения и критериев. 

Позиция Росприроднадзора о том, что любая техника без положительного заключения ГЭЭ является «новой», не всегда правомерна. Суды учитывают фактические обстоятельства, а не только формальное отсутствие заключения. Предприятиям важно собирать доказательства того, что технология не подпадает под критерии «новизны», и при необходимости обращаться в суд для защиты своих прав.

Если у вас есть конкретные документы или обстоятельства дела, могу помочь с более детальным анализом.

Справочник ИТС 15-2021 содержит методы и технологии, которые применяются для утилизации и обезвреживания, такие как: коагуляция, фильтрация, воздействие силовых полей, экстракция, адсорбция, ионообменная очистка и иные. А также содержит перечень достигаемых технологических показателей по каждому методу.

Отдельно про справочники НДТ и ИТС нам подробнее рассказала Юрченко Юлия (юрист по экологии и эксперт ГЭЭ):

Исходя из правового регулирования и правоприменительной практики, существуют два надежных основания исключения технологии из объектов ГЭЭ:
1) внедрение технологии до принятия Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизы», поскольку данный закон не распространяет свое действие на прошлый период;
2) включение технологии в ИТС по НДТ, поскольку в этом случае отсутствуют оба критерия объекта ГЭЭ: «новизна» и негативное воздействие на окружающую среду.
Так, в письме Минприроды от 07.07.2025 № 07-25-47/28026 приведены следующие разъяснения по данному вопросу: «Пунктом 7 статьи 28.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 17 Правил определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1458, при определении технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в качестве наилучшей доступной технологии учитываются критерии:
а) наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо уровень, соответствующий другим показателям воздействия на окружающую среду, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
б) экономическая эффективность внедрения и эксплуатации;
в) применение ресурсо- и энергосберегающих методов;
г) период внедрения;
д) промышленное внедрение технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на 2 и более объектах в Российской Федерации, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, включение технологии в ИТС 15-2016 и ИТС 15-2021, подтверждает, что технология не является новой, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду».

Еще интереснее пояснил Арбитражный суд Воронежской области (Дело №А14-5525/2022: Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора / ООО «Проспера») в 2022 году. Настоящее решение оставлено без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.10.2023.

По материалам дела:

Обществу отказано в получении лицензии на деятельность по обращению с отходами. Одно из оснований – отсутствие заключение ГЭЭ на технологию компостирования. В итоге, дело дошло до судебного разбирательства, в котором суд вынес решение в пользу Общества, не признав необходимость проведения ГЭЭ для технологии, внесенной в Банк данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Таким образом, основанием для отнесения является факт наличия техники/технологии в Банке данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, который ведется в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.

Отмечаем, что Банк наполняется за счет получения сведений от природопользователей (организаций, эксплуатирующих технику / технологию). Действует уведомительный порядок и какой-то обязанности по отслеживанию и анализу технологий у госоргана нет. Ознакомиться с Банком данных о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видовможно на сайте Росприроднадзора.

При этом часто госорган рассматривает любую технику/технологию как «новую» если в отношении неё никогда не утверждалось положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Вывод можно сделать следующий: многие технологии и способы давно открыты и используются в производстве и правоприменительная практика показывает, что формальное отсутствие заключения ГЭЭ по технологии или оборудованию не является основанием для признания их «новыми».

По материалам дела:

(Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2023 по делу № А56-99772/2022, оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2024):
Обществом в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора было представлено заключение ГЭЭ проекта технической документации «Технология утилизации и обезвреживания пластмассовых изделий, утративших потребительские свойства, в том числе изделий пластмассовых упаковочных», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Нижегородской обл. и Республики Мордовия от 08.10.2020, представленное ООО «Фантастик Пластик».
Между тем в рамках выездной оценки инспектором Управления установлено существенное различие в технологических процессах, а также характеристиках заявленного Обществом оборудования, а именно:
— отсутствие каких-либо документов, свидетельствующих о наличии правовых оснований у Общества для использования технологической документации ООО «Фантастик Пластик»;
— установлены различия в основных этапах утилизации и методик грануляции в технологических регламентах Общества (4 этапа) и ООО «Фантастик Пластик» (7 этапов);
— согласно заключению ГЭЭ оборудование – блочно-модульные комплексы утилизации пластмассовых изделий с комплектующими изделиями, монтажным материалом и т.п., изготавливаемыми ООО «Фантастик Пластик». Общество, в свою очередь, планировало осуществлять деятельность с использованием рециклинговой установки с высокоэффективной дегазацией.
Таким образом, суд установил, что представленное Обществом заключение ГЭЭ в отношении проектной документации ООО «Фантастик Пластик» не применимо к планируемой Обществом деятельности.

(Иными словами: надзорным органам представлялись документы от другой технологии третьего лица — прим. редакции).

Текущая практика установления коротких сроков действия заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) создаёт системные проблемы для бизнеса в сфере обращения с отходами и поставок экологического оборудования.

1. Что такое ГЭЭ для экологии ?

ГЭЭ — это экологические нормы установленные для хозяйственно или иной деятельности, объекта государственной экспертизы с целью предупреждения негативных последствий направленных на экологию.

2. ГЭЭ и установки по утилизации , обезвреживанию отходов ?

На каждую установку по утилизации или обезвреживания завод изготовитель обязан получить ГЭЭ которая включает в себя:

  1. Проект ОВОЗ который обеспечивает соблюдение требований при изготовления оборудования.
  2. ГЭЭ которая учитывает все экологические требования по выбросам. ГЭЭ может быть выдана как на регион так и на все территории РФ.

3. ГЭЭ ее сроки действия?

По законодательству РФ экспертиза выдается на 5 лет на новую технику и технологию. После истечения срока законодательно запрещено снова получать ГЭЭ так как по истечению 5 лет данное оборудование не является новой техникой и технологией.

Споры по данной Коллизия до сих пор длятся в органах росприроднадзора . То есть мы как производители по истечению пяти лет не якобы не можем пользоваться экспертизой, но так же и не можем ее продлить!

Не единожды этот вопрос всплывал в юридическом сообществе. Вот что юристы говорят !!

Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

Данный вопрос получил широкое распространение на практике, однако единого мнения правоприменительных органов по нему нет.

Отдельные территориальные органы Росприроднадзора полагают, что правомерное применение техники, технологии, которые когда-то являлись новыми (а следовательно, проекты технической документации на которые были объектом ГЭЭ), возможно только в случае, если на соответствующую технику и (или) технологию имеется положительное заключение ГЭЭ с неистекшим сроком действия.

Тем не менее Минприроды России считает иначе:

Фрагмент письма Минприроды России от 22.10.2018 № 12-47/26622 «О необходимости проведения государственной экологической экспертизы»необходимость представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечению срока действия положительного заключения ГЭЭ может быть обусловлена реализацией объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ, а также если объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ.

Таким образом, Минприроды России подтверждает отсутствие оснований для представления на ГЭЭ проектов технической документации на технику, технологию, ранее получивших положительное заключение ГЭЭ, по истечении срока действия такого заключения, если речь не идет:

• о реализации объекта ГЭЭ с отступлением от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;

• о внесении изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

• о случаях, когда объект ГЭЭ не был реализован в течение срока действия положительного заключения ГЭЭ (но планируется к реализации).

В рамках настоящего материала постараемся понять, как данное утверждение может быть обосновано согласно положениям законодательства об экологической экспертизе.

И в первую очередь напомним, что проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектом ГЭЭ федерального уровня. Это означает, что приступить к применению новой техники, технологии возможно лишь при наличии положительного заключения ГЭЭ:

Частью 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ГЭЭ, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих ГЭЭ и не получивших положительного заключения ГЭЭ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.;

• должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;

• юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Смоделируем достаточно распространенную на практике ситуацию.

Хозяйствующий субъект намерен применять новую технику или технологию. Для цели правомерной реализации указанного намерения он обращается за получением заключения ГЭЭ. Получив положительное заключение ГЭЭ, хозяйствующий субъект внедряет в производственный процесс новую технику или технологию.

При этом положительное заключение ГЭЭ имеет срок действия, по истечении которого у хозяйствующего субъекта возникает вопрос: необходимо ли повторно проходить ГЭЭ для дальнейшего применения внедренной техники или технологии?

Рассуждения правоприменительных органов в пользу положительного ответа на данный вопрос строятся, как правило, следующим образом:

1. Положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в том числе в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (абз. 3 п. 5 ст. 18 Федерального закона № 174-ФЗ).

2. Объектом ГЭЭ федерального уровня является объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, в т.ч. в случае истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ (подп. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ).

Вывод: если во время применения новой техники или технологии истек срок действия положительного заключения ГЭЭ, необходимо повторно пройти ГЭЭ и получить новое положительное заключение.

На первый взгляд кажется, что вывод достаточно обоснован, однако не стоит торопиться, следует разобраться в вопросе более внимательно.

Прежде всего вернемся к перечню объектов ГЭЭ.

В нашем случае объектом ГЭЭ являют проекты технической документации на новую технику и технологию.

К сожалению, ни законодательство об экологической экспертизе, ни принятые в его развитие подзаконные акты не содержат уточнений по поводу того, что считать новой техникой и технологией.

На это вопрос в своем письме постаралось ответить Минприроды России.

Фрагмент письма Минприроды России от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию»

По мнению Минприроды России, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию[3] на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

А что же с нашими объектами ГЭЭ, которые получили положительное заключение и были внедрены на территории Российской Федерации?

К моменту истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ внедренная (применяемая) техника или технология не являются новыми, т.к. не отвечают критерию «впервые предлагаемые к использованию».

Это означает, что объекта ГЭЭ попросту нет, а следовательно, отсутствует основание для повторного получения положительного заключения ГЭЭ.

Вывод

Истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новую технику и технологию (при условии, что техника и технология внедрены (применены) до истечения данного срока) не является основанием для повторного прохождения ГЭЭ в отношении технической документации на технику и технологию, не являющихся новыми.

ГЭЭ повторное прохождение!Что будет с ГЭЭ после сентября 2025г.

В 2020 году проведена процедура государственной экологической экспертизы в отношении проекта технической документации «Термодеструкционные установки серии «Базовая». В данный период действовала редакция Федерального закона «Об экологической экспертизе». Требованиями п. 5 ст. 11 к объектам экологической экспертизы относились (в том числе) проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду.

Под новой техникой и технологией, веществами согласно позиции Минприроды России от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 понимаются впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию техника, технология, вещества.

Правовые основания для утраты заключением государственной экологической экспертизы юридической силы определены п.5 ст.18 Закона «Об экологической экспертизе», при этом, государственной экологической экспертизе подлежат также объекты в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

По результатам проведения процедуры государственной экологической экспертизы Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области № от 2020г., утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы в отношении проекта технической документации «Термодеструкционные установки серии «Базовая»», со сроком действия пять лет.

Объект экспертизы был реализован (поставлен на серийное производство) в установленные заключением сроки. Какие-либо изменения в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы не разрабатывались и не вносились.

В настоящее время в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» внесен ряд изменений и действует его новая редакция, а именно:

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 25.12.2023 N 673-ФЗ (далее ФЗ № 673-ФЗ) предусматривает уточнение объектов подлежащих государственной экологической экспертизе.

Так, с 01.09.2025 объектами экспертизы (в части оборудования) будут являться проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы (согласно подпункт 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Вместе с тем, важно пояснить, что согласно п.  ст. 9 ФЗ № 673-ФЗ, с 1 сентября 2025 года положения подпункта 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» применяются в отношении проектов технической документации на технологии, внедрение которых на территории Российской Федерации планируется впервые после 1 сентября 2025 года, а также в случае, если после 1 сентября 2025 года в проект технической документации на технологию, предусмотренную указанным подпунктом, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, внесены изменения или реализация такой технологии осуществляется с отступлениями от проекта технической документации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что проект технической документации «Термодеструкционные установки серии «Базовая» » не относится к объектам, на которые распространяется требование по проведению процедуры государственной экологической экспертизы в период после 01.09.2025г. Эксплуатация данного оборудования осуществляется в соответствии с уже полученным заключением. Основания для проведения «повторной» государственной экологической экспертизы законодательством не предусмотрены.